Пензенская область, Кузнецкий район, с. Нижнее Аблязово
ул.Садовая, 46

История храма

Красивый пышный собор или маленькая церковь, в первую очередь ценны глубиной веры своих прихожан. Эту простую истину лишний раз доказывает православная Святыня в самой настоящей русской глубинке – небольшом селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района Пензенской области.

Как символ неугасающей православный веры, прошедший испытание временем и историей, сегодня встречает своими куполами прихожан и всех верующих Церковь Рождества Христова. Храм является историческим памятником русской культуры федерального значения, и его история невольно заставляет задуматься и убедиться в силе веры человека в Бога.

Предыстория 

История церкви уходит в 1724 год. Вначале 18 века в селе Нижнее Аблязово произошло волнение крестьян. Чтобы избежать неминуемой расправы помещик Григорий Афанасьевич Аблязов, прадед А.Н. Радищева, был вынужден спрятаться в овраге неподалёку от поместья. Он дал обет построить пять церквей, в случае, если ему удастся выжить. Так и случилось. А вскоре он выполнил свое обещание. Церковь Рождества Христова в с.Нижнее Аблязово – одна из пяти, построенных помещиком.

Период с 1866 по 1905 год знаменуется наибольшим развитием храма, благодаря Петру Александровичу Квитковскому, который неоднократно был награжден Святейшим Синодом и Епархиальным начальством за благоустройство храма. После дело отца продолжили сыновья.

В разное время при церкви была церковно-приходская школа и одноклассное училище, но из-за недостатка средств они были закрыты.

Затем наступили самые тяжелые времена - борьба с православием и приход большевиков. Но храму все же удалось устоять и избежать печальной участи благодаря крепкой вере христиан. Люди зашли в церковь и объявили, что не выйдут, пусть, даже их подорвут вместе со святыней. Храм устоял, хотя был частично разрушен, в частности пострадал главный колокол. А "старшой" отряда большевиков через несколько дней был парализован, а через две недели умер. 

С приходом советской власти здание церкви было приказано использовать в роли сельскохозяйственной постройки для хранения зерна. Тогда местная жительница Анисья Волякова совершила в то время поистине героический и очень смелый поступок. Женщина буквально «отвоевала» алтарную часть храма, куда переместила и церковную утварь. Некоторые иконы верующие спрятали в своих домах. Анисья не разрешила сыпать зерно на алтарь, а молодежь, работающую на зерновом складе, просила уважать святыню, ведь когда-то она обретет новую жизнь. И не ошиблась.

После войны в храме возобновились церковные службы. Иконы снова вернулись на свои прежние места, а Крест Спасителя был торжественно пронесён через живой коридор, который создали верующие.


Продолжение истории:  Иконы и святыни Храма,  Спустя три столетия