Пензенская область, Кузнецкий район, с. Нижнее Аблязово
ул.Садовая, 46

Евангельское чтение Недели о слепом

В 6-ю Неделю по Пасхе, именуемую Церковью Неделей о слепом, на Божественной литургии читается отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором говорится о чудесном исцелении слепорожденного.

Проповедь епископа Арсения, произнесённая в Неделю 6-ю по Пасхе о слепом, 13 мая 2007 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос Воскресе!

В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предлагает нашему вниманию сказание, которое было во время земной жизни Христа Спасителя, а именно ― повествование о исцелении слепорожденного.

Сказавши вдохновенную проповедь о Своем Божественном достоинстве в храме Иерусалимском, Господь выходит на паперть храма. И вот, как обычно, на этой паперти сидели люди нищие, больные, увечные, прося милостыни и подаяния. Среди этих убогих людей сидел и один слепорожденный, прося себе милостыни и тако добывая себе на пропитание. Ученики Христовы, обратясь ко Спасителю, спросили: «Кто согрешил? Он или родители его, да слеп родися?» И отвечает Господь: «Ни он, ни родители его не согрешили» (Ин. 9:2-3).

«По причине его слепоты явятся дела Божии на нем»

Он говорит не в том смысле, что они вообще не согрешили, потому что нет человека без греха, если бы и один день жизни его был на земле. Все человечество, как мутный поток воды от мутного источника ― от прародителей, течет уже заражённый грехом. Уже даже младенец в колыбели, братия и сестры, и тот, казалось бы, безгрешный и беззлобный, и тот имеет какие-то греховные навыки. Он может капризничать, может плакать, добиваясь своего, в раздражении даже ударить по руке любящей его матери… Поэтому Господь говорит не в том смысле, что и он, и родители его были без греха, но говорит, что не было у них такого смертного, такого страшного греха, за который можно было бы стяжать такое наказание, как слепорождение. Господь говорит: «Родися слеп, но да явятся дела Божии на нем». Это не в том смысле, что Господь промыслом Своим так наказал человека, что тот был слеп и немощен, чтобы впоследствии явить на нём Своё чудо. Но в древнем подлиннике греческого текста смысл такой: «По причине его слепоты явятся дела Божии на нем». То есть неизреченное, братия и сестры, милосердие Божие изольётся на этого человека по причине слепоты его.

И вот Господь, зная, что этот человек не видит Его, не может представить, Кто перед ним стоит, чтобы он осязательно почувствовал Его попечение о нём, Он делает брение из пыли земной, плюнувши на землю, и помазывает очи слепому. Чтобы он через осязательное прикосновение почувствовал особую любовь, особое внимание к нему Христа Спасителя. И после этих слов говорит: «Иди умойся в Силоаме» (Ин. 9:6-7).

Сила веры слепорожденного, выраженная в доверии к словам Христа

И здесь мы видим, что этот слепорожденный человек, который от юности своей не видел ни солнца, ни света дневного, ни окружающего его мироздания, он имеет великую веру. Господь ему говорит: «Иди умойся в Силоаме». Силоам ― это особая купель, которая находилась внизу горы Сиона, возле источника, который бил из-под горы, и источник этот почитался священным. Для простого человека и то был труд ― спуститься по склону горы к этому источнику, а для человека слепого это был труд величайший! Но этот слепорожденный, по слову Христову имея веру в Его слова, идёт на Силоамскую купель, идёт с трудом, спотыкаясь, натыкаясь на неведомые ему и невидимые для него стены, препятствия и людей, он доходит до этой купели. И, омываясь, получает прозрение. И приходит вновь к храму Иерусалимскому благодарить Бога.

Его тотчас окружает толпа, которая на протяжении многих лет видела его как слепца, сидящего и просящего милостыню. Одни говорили: «Вон тот слепой получил прозрение!» Другие говорили: «Нет, это похожий на него человек!» Приступили к нему и спрашивали у него. И он подтвердил: «Да, я слепорожденный, который получил исцеление».

«Фарисеи, увидев исцеленного человека, не порадовались вместе с людьми»

Вся эта толпа поспешила к фарисеям, поспешила на синедрион, чтобы получить разъяснение этого величайшего, от века невиданного чуда исцеления слепорожденного. Но фарисеи, увидев исцеленного человека, не порадовались вместе с людьми, не удивились даже! Они, пылая ненавистью ко Христу Спасителю, кичась своей мнимой праведностью, и здесь нашли причину, чтобы злобствовать. «Исцелил ведь в субботу! Не подобаше никакого дела в субботу делать! ― говорили фарисеи, ― не может этот человек от Бога быть!» И приступили, и спрашивали у слепорожденного: «Как ты прозрел?» Но он не видел, Кто исцелил его, по причине своей слепоты, и говорил: «Человек, которого называют Иисус, помазал мне очи брением и сказал умыться в купели. Вот я умылся и вижу!» (Ин. 9:11).

И тогда они подняли между собой распрю. Одни злобствовали на Христа, другие же из фарисеев, в меньшем количестве, удивлялись и говорили: «Не может человек творить такие чудеса, не будучи от Бога!» И тогда злобствующая часть фарисеев, этих ветхозаветных мнимых праведников и учителей народных, приступила к нему и говорила: «Этот Человек грешник!» ― «Не знаю, грешник Он или праведник, да только я был слеп и вижу! И знаю, что грешника Бог не послушает» (Ин. 9:24-25).

Призвали и родителей его, пытаясь сказать, что это не тот человек, не тот слепой, он не получил исцеления, это всё неправда! Так говорили фарисеи, призывая родителей его.

Обличение духовной слепоты фарисеев

Родители ответили уклончиво: «Да, это наш сын. Но как он прозрел, мы не знаем. Он взрослый, сами у него спрашивайте». И тогда они вновь начали спрашивать: «Как ты прозрел?» И слепой, видя их раздражение, видя, что они в его рассказе стараются найти какую-то придирку, чтобы потом на его Благодетеля клеветать и говорить зло, сказал им: «Я уже говорил вам об этом, а вы вновь меня спрашиваете! Что, и вы хотите учениками Его быть?» И тогда они говорили: «Мы Моисеевы ученики, а Этого не знаем, кто Он и откуда». И сказал слепой: «То-то и дивно, что вы Моисеевы ученики, а не знаете, кто Этот Человек, а Он отверз мне очи! А я от века не слышал такого, чтобы грешник мог отверзти очи и которого бы Бог послушал. Но праведника Бог послушает, человека, ходящего по воле Его!» И тогда эти фарисеи, озлобившись и на сего слепого, сказали: «Сам ты грешник и во грехах родился!» ― и изгнали его вон из синедриона.

Христос услышал о том, что этот человек пострадал ни за что вместо участия, вместо радости, вместо ликования, которое должно бы вызвать в любящих сердцах людей по отношению к нему. Радость о его прозрении, казалось, должны были разделить все, но Христос услышал, что вместо этого он ещё и обвинения получил, ещё и укорен был, ещё и изгнан из синедриона. Христос нашёл его и, желая утвердить его в вере, видя его добродетельное сердце, ревность, прямоту и простоту, сказал: «Веруеши ли во Христа Мессию?» Не видел Христа перед собой слепой тогда, когда Он стоял и исцелял его брением, но он стоял и спрашивал: «Господи, а кто Он?» И тогда Господь открывает Своё Божественное достоинство: «Это Я, и Он стоит и беседует с тобой!»

«Этот человек прозрел не только телесным зрением ― прозрел и зрением духовным»

И слепой, упавши на колени, поклонился пред Господом, говоря: «Верую, Господи!» И этот человек прозрел не только телесным зрением ― прозрел и зрением духовным, зрением духовного человека, верующего. К нему эта слепота духовная, которой болели фарисеи, не прилепилась, но Самим Христом Спасителем разрешилась вера его в Бога, которого он любил. Ведь недаром он, будучи слепорожденным, не роптал на Бога, не озлобился на Бога, но он ходил ежедневно к храму Иерусалимскому и просто смиренно там просил милостыню. Как говорят святые отцы, что от больного человека Господь не требует ни молитв, ни подвигов ― достаточно, чтобы в болезни человек не роптал, а благодарил смиренно Бога. Это уже ему вменяется во многие подвиги.

И вот как раз из таких добродетельных людей и был этот слепой. И вера его, благочестие, любовь к Богу, безропотность, смирение, терпеливость, кротость, ревность по Бозе его были награждены от Бога прозрением и телесной слепоты, и явлением Самого Христа пред ним как Мессии и Спасителя мира, напрямую открывшись этому человеку как Спаситель мира.

«Мы видим, братия и сестры, и тех, кто зачастую клевещет на Церковь Божию, а значит, и на Христа»

Мы в сегодняшний день, братия и сестры, слушая эту притчу, поневоле как бы проходим своим вниманием по всем людям, которые присутствовали при этом чуде. Вот человек слепой, который даёт пример, как человек верующий и добродетельный может терпеть болезнь, и какое чудо Божие может сотвориться с этим человеком за его терпение и смирение. Мы видим и удивление народной толпы, которое не пошло дальше удивления и не более удивления было и никакой пользы людям не принесло. Мы видим озлобление слепотствующих духовно фарисеев, которые назывались вождями, народными учителями. И, поневоле сравнивая, братия и сестры, видим, что и в нашем обществе точно так же множество людей ― одни сияют верой, благочестием, в терпении неся свой жизненный крест; другие только удивляются чему-то услышанному то ли о чудесах, то ли о учении Божием, то ли каким-то случаям чудесным, которыми обильна история Церкви. Мы видим, братия и сестры, и тех, кто зачастую клевещет на Церковь Божию, а значит, и на Христа. Клевещет и озлобляется, говоря: «Какая там правда, все они во грехах там зачаты и во грехах живут». Да, мы все во грехах зачаты, но к греху можно относиться по-разному. Можно творить его без всяких угрызений совести. Можно творить грех, эти угрызения совести забивая таким взмахом руки: «Все так живут, и я так живу!» Можно эти грехи, братия и сестры, исповедовать на исповеди, осознавая их, но без особого покаяния вновь к ним после исповеди возвращаться. А можно, братия и сестры, прийти на исповедь, слезами облить Евангелие, излить перед Богом всё страдание души от греха и получить величайшее исцеление своего духовного человека, и получить такую благодать Божию, которая за наше таковое покаяние дарует нам силы впредь не грешить и не творить греха, и само отвращение к неправде, к нарушению закона Божия, ко греху посеет в нас.

«Мы пришли сегодня услышать глас Христов, который может каждого из нас исцелить как слепорожденного»

По-разному можно быть грешником. Да и грешники, братия и сестры, бывают разные. Одни и за малый грех плачут и переживают, а другие и за крупные грехи оправдывают себя словами, что все так живут. Поэтому мы в сегодняшний день, братия и сестры, пришли в храм Божий, чтобы поучиться от одного чистейшего и безгрешного источника, от уст Христовых, от страниц и от букв Святого Евангелия, от этих святых слов мы пришли напиться чистейшей живительной воды. Мы пришли сегодня услышать глас Христов, который может каждого из нас исцелить как слепорожденного: «Иди, вера твоя спасла тебя, иди и впредь не греши!» Мы можем беззвучно, сердцем, душой и разумом своим услышать этот глас Христов, по отношению к нам и поныне со страниц Святого Евангелия раздающийся. Мы слышим этот голос Христов, когда он в колоколах призывает нас в церковь Божию.

Можно, братия и сестры, услышать в наше время следующие слова: «Я в Бога в душе верю, а в церковь ходить не обязательно». Человек обманывает при этом сам себя. Невозможно любить Бога и не ходить при этом в то место, где Он славословится, где читается Его Евангелие, где во многих иконах на стенах храма Самого Бога изображают, где слышится учение тех, которые жили праведно, по слову Божию, по Его святым заповедям. Зачастую человек сам себя обманывает, не имея любви к Богу, говоря, что он Бога любит. Так и фарисеи кичились, что они якобы что-то знают, что они якобы что-то умеют, но для этого не обязательно жить так, как Господь сказал.

Мрак ненависти и злобы: истинное «лицо» атеизма

Нет, братия и сестры. Как говорят святые отцы, кому Церковь не мать, тому и Бог не отец. Мы сегодня в страшное время живём, когда по слепоте своей некоторые говорят: «А я в Бога не верю, я атеист!» Разве это не безумие, братия и сестры, когда человек говорит так, что я атеист, что я не верю в Бога. Ведь через это он не только навлекает на себя гнев Божий, но и берёт на себя все грехи безбожного мира, которые безбожие натворило и во всём мире, и в нашем Отечестве в частности. Это и расстрелы верующих, это и взрывы храмов, это и уничтожение наших святынь, это и попрание всякой нравственной нормы, это и классовая борьба, когда отец предавал сына, а брат брата убивал… Это всё разваленное наше Отечество, которое собирали благоверные князья и цари, служа Отечеству и стараясь его укрепить, усилить, упрочить и расширить. Мы видим сейчас, что без войны мы, братия и сестры, имеем разорение как послевоенное.

А какое уныние сейчас лежит на людях, братия и сестры! В послевоенное время жители сожжённых хуторов и сёл, разрушенных до основания городов, на себе пахали, впрягаясь в плуги и бороны, вручную сеяли, обрабатывая поля. Не имея где жить и во что одеться, люди строили дома, и фабрики, и заводы, восстанавливая наше Отечество после войны. А какое веселье было, какая радость, как говорят люди старые, каждый вечер то там, то там люди собираются и песни поют. Пели простые народные песни, собирались, потому что душа этого требовала, душа радовалась, душа была спокойна. Почему? Да потому что совесть была чиста, мир был с Богом, поэтому и не было уныния на людях, которое дало вот это безбожие. Безбожие у нас разорило всё! И после этого кичиться, что я неверующий, что я атеист… Да чем же ты кичишься, человек безумный, после этого? Ты видишь плоды безбожия, что оно натворило в нашем Отечестве!

Скорбные последствия безбожия

А какая безнравственность! Наше Отечество даже другие называли Святая Русь! Православный дьякон Антиохийской церкви Павел Алеппский в XVII веке, путешествуя по России, записал. Грек, человек иностранец, записал: «Я не знаю, святые люди в этом отечестве или нет, но только знаю, что многие из них спасутся. Миряне от монашествующих у них различаются только тем, что те живут в миру, в домах своих и семьях, а те в монастыре. Но любовь и прилежание к Богу, стремление к службам церковным, любовь к Божьей Матери у них такова, что я поражаюсь этому народу!»

Это он писал в XVII веке о нашем Отечестве. Что бы он написал сегодня? Проехавши по нашим городам, увидевши блудные рекламы, увидевши, как многие погибают от алкоголизма, от наркомании. Когда детей со школы стараются развратить чуть ли не по государственной программе, вводя какое-то половое воспитание. Да разве этому бесстыдству учили когда-то нас наши деды и прадеды? Однако дети были, и знали, как в семьях жить, и как детей воспитывать, и как строить семью знали все. И, слава Тебе, Господи, семьи были не по одному ― по два ребёнка, которым ладу не дашь, а по 12–15 детей, которые были в послушании у родителей и старших, которые хранили трудолюбие и нравственную чистоту.

Еще в Великую Отечественную войну один из немецких врачей, который исследовал военнопленных и угнанных в рабство наших соотечественников ― а в Германию молодежи было угнано только из Украины два миллиона, из Донецкой области 250 000 было угнано в рабство! И вот, исследуя их здоровье, один профессор немецкий сказал: «Этот народ непобедим, потому что среди девушек до 20 лет у них 90% девственниц. За таковую нравственную чистоту народа мы этот народ не победим никогда!» Вот так говорили о нашем народе те, кто ни к Церкви не относился, ни к Отечеству нашему.

«Какое безумство, до чего мы уже, братия и сестры, дошли, что мы это всё воспринимаем как норму жизни!»

И что мы имеем сейчас? Почему мы и видим сплошные, братия и сестры, бедствия в нашем народе? Какие-то политические нестроения, экономическая разруха, нравственное абсолютно страшное состояние нашего народа, к которому мы, как ни страшно говорить, но уже привыкаем, к этой безнравственности, к этому страху, от которого бы наши деды и прадеды отвращали свой взор как от скверны, от чего-то мерзкого и богомерзкого.

Мы в наше время, братия и сестры, имеем страшное состояние, мы воистину слепы духовно, мы не видим, что правильное, что злое, что белое, что чёрное. Всё, что предлагают нам, едим без разбора, всё поглощаем и слухом, и зрением своим, и впечатлениями подсознательными души своей. Всё это мы поглощаем, братия и сестры, какой только суррогат, какую только скверну ни предлагают нам средства массовой информации. Какое безумство, до чего мы уже, братия и сестры, дошли, что мы это всё воспринимаем как норму жизни! А блуд чуть ли не как составную культуры понимаем! Да упаси нас Бог, братия и сестры, вот так точно поклоняться золотому тельцу, как поклонился запад, как поклонилась Америка… Да не мы у них учиться должны, а они у нас нравственной чистоте и духовности!

В своё время академик Оксфордского университета из Англии приехал к нам в обитель. Он находился здесь в командировке по обмену опытом в Донецком университете. Оксфорд считается величайшим учебным учреждением, в нём престижно учиться и тем более преподавать. И вот этот академик, преподаватель этого известнейшего по всему миру университета приехал в монастырь, прошёл по пещерам, услышал рассказы о нашей духовной истории, о тех духовных подвижниках, которые здесь жили, и в конце сказал: «Так не вы у нас должны учиться, а мы у вас!» Это сказал человек мудрый.

«Люди поражаются и удивляются, а мы, Русь Святая, уже начинаем к этому привыкать!»

Приезжала также, братия и сестры, и делегация англичан, которая с ужасом говорила: «То, что у вас показывают по телевизору, у нас в Англии только по особым каналам показывают по ночным, да во всяких нелегальных клубах для людей с отклонением психики по этому поводу. А у вас всё это показывают открыто по телевизору!» Люди поражаются и удивляются, а мы, Русь Святая, уже начинаем к этому привыкать! Да для чего ж нам Евангелие дано, для чего в тридцатые годы миллионы пошли на каторгу, не оставляя веру? Для чего, братия и сестры, защищали наше Отечество воины в Великую Отечественную войну? Чтобы мы спились, снаркоманились и сблудились, ради этого? Да наверное, нет. Я, братия и сестры, в последнее время часто вспоминаю слова моей покойной бабушки. Когда я ещё был мальчиком, она как-то сказала: «Встали б батько і мати й глянули, як ми живем!» А я говорю, помня рассказы бабушки о голодоморах, о разрухах, о пожарах, о войне: «Вот, бабушка, они бы порадовались! И дом у нас есть, и кушать есть что, и одеться есть во что». А она покачала головой и сказала: «Нет, деточка, они б сказали ― закопай нас обратно!»

Старые люди могли сравнить то состояние духовно-нравственное народа и современное состояние. Они жизнь прожили. Они помнили, какой народ был, и каким он стал, что она такие страшные слова произнесла, что если бы увидели деды и прадеды наши, как мы живём, они бы сказали: «Закопайте нас обратно, мы этого видеть не хотим!» А мы всё это видим и, что самое страшное, привыкаем к этому. Упаси Бог нас привыкнуть ко греху! Упаси Бог нас привыкнуть к нарушению заповедей Божиих! Упаси Бог нас привыкнуть к преступлению Святого Евангелия! Ведь оно Кровью Христовой до нас донесено. Христос за нас распялся, чтобы мы жили и спасались, а не жили бездумно, как скоты какие-то. Чтобы покушать, поспать, удовлетворить свою похоть ― и все наши интересы в жизни на этом заканчивались.

«Дай, Боже, нам исцеления слепоты! Мы воистину слепорожденные»

Нет! Мы образ и подобие Божье! И в сегодняшний день просим у Бога: «Исцели нашу слепоту, Христе Спасителю! Исцели нашу слепоту, чтобы мы увидели правду закона Твоего! Чтобы мы в свете Твоих заповедей ходили и рассуждали всё в жизни, что вот это Божье, а вот это вражье. Вот это мне полезно, а вот это вредно, вот это спасительно, а вот это погибельно. Дай, Боже, нам исцеления слепоты! Мы воистину слепорожденные. Слепыми духовно зачаты и сами слепы духовно в нынешний день. Помоги нам, Милосердный Господи, быть носителями Твоего образа! Помоги нам, Господи, стяжати Твое подобие, помоги, Господи, эту школу жизни на земле понять, что это школа, в которой мы учимся жить!»

А настоящая наша жизнь ― она не имеет границ, она ― в вечности. Но для того, чтобы эта вечность была для нас благом, с Богом, со Христом и всеми святыми, Ему угодившими, надо Бога слушать, святым подражать и к этой блаженной вечности стремиться, имея цель её наследовать. В этом и смысл жизни человека ― жить вечно. А если не будет этого стремления, то тогда нет и смысла вообще жизни человеческой на земле.

Дай, Боже, нам осознать это! Дай, Боже, нам стремиться к этому, дай, Боже, нам по Твоему милосердию стяжать Твою милость, Твою благость, Твою любовь и нескончаемое Твое царство! Аминь.

Евангельское чтение Недели о слепом